Клуб исторических детективов Игоря коломийцева
МЕНЮ

На сайте создан новый раздел "Статьи" с материалами автора.
Игорь Коломийцев. В когтях Грифона
Игорь Коломийцев. Славяне: выход из тени
Игорь Коломийцев. Народ-невидимка. Обновленная версия
Игорь Коломийцев. Народ-невидимка

ПЕРОЗ И ГУРАНДОХТ. Книга 1. Горький вкус победы

Глава седьмая

Ктесифон. Западная резиденция шаханшаха.

Из прибывших в столицу Ирана членов армянской делегации отобрали тех, кто хорошо понимал по-персидски. Среди отобранных был и Вазген.

Йездигерд также пригласил к себе на совещание великого вазурга Михра-Нарсе, его старшего сына Зурвандада, главу ордена зурванитов Парису Базренджи и переводчицу Оксану. Для консультаций также позвали четырёх раввинов из числа самых больших знатоков Торы и Талмуда. Они ожидали в приёмной, где писцы угощали их чаем со сладостями.

Видных армянских нахараров шаханшах всегда принимал в тронном зале, но на этот раз всех разместили в комнате для совещаний и предупредили, что всем присутствующим разрешено только слушать.

В те времена, когда правитель Ирана ходил в зурванитскую школу, там не преподавали основ христианской веры. Собственно говоря, преподавать было нечего. Учения бесчисленных сект настолько сильно разнились между собой и так противоречили друг другу, что разобраться во всей этой пёстрой картине было сложно даже церковным иерархам. По этой причине Йездигерд в начале своего правления был крайне слабо осведомлён о сути христианских воззрений.     

Взойдя на престол и собираясь в поход против Византии, Йездигерд решил лично изучить религиозную догматику своего западного соседа. Он вызвал секретаря и повелел принести ему для чтения сочинения Иисуса Христа в переводе на персидский язык. Секретарь отправился в Селевкию и передал требование шаханшаха несторианскому епископу.

Тот оказался в неловкой ситуации: от него потребовали то, чего не было. И не просто потребовали. Это был приказ шаханшаха! Немного поразмыслив, святой отец передал персидскому владыке евангелие от Марка и послания апостола Павла.

Разложив свитки на столе, Йездигерд пришёл в негодование: «Я просил доставить труды самого Иисуса, а мне принесли письма какого-то Павла и трактат какого-то Марка. Я этого не заказывал».

После этого епископ был вызван во дворец, где вынужден был объяснять, что Иисус Христос никогда ничего не писал.

Йездигерд ему не поверил и пригрозил посадить в тюрьму.

Стоило немалого труда убедить шаханшаха в том, что епископ не лжёт.

Правитель недоумевал: «Греки всегда были врагами Персии, но это были враги достойные и умные. Господь Ахурамазда послал нам таких врагов, чтобы мы учились и превзошли их. И тут вдруг выясняется, что они сошли с ума от «мудрости» учителя, который не удосужился написать ни единой строчки».

Стоявший тогда рядом с шаханшахом Михр-Нарсе, дипломатично кивнул головой и добавил: «Вы совершенно правы: мы действительно превзошли греков, потому что они сошли с ума от этого учения, а мы нет. Сами греки в былые времена говорили, что если боги хотят кого-нибудь погубить, то они лишают его разума. Именно так и случилось. Греки стали неугодны своим богам, и те наслали на них всеобщее помешательство».

И всё же для понимания противника Йездигерд распорядился зачитать ему вслух евангелие от Марка. Сделать это оказалось непросто. Воспротивились мобеды. Они заявили, что свиток с этим евангелием – это писание дэвов, и шаханшаху слушать «такую мерзость» на священной арийской земле – очень большой грех.

Только после вторжения в Византию сопровождавший шаханшаха мобед «ввиду исключительной необходимости» разрешил Йездигерду после долгой молитвы ознакомиться с «писанием дэвов».

Евангелие не произвело на персидского владыку никакого впечатления. Он удивлённо пожал плечами и задал риторический вопрос: «Как в это можно поверить? Скучно, неинтересно и неправдоподобно».

После этого Йездигерд надолго забросил изучение христианских текстов и вернулся к ним только тогда, когда назрела армянская проблема.

************

По заведённому во дворце правилу перед началом разговора в зал вошёл писец и доложил тему:

- Великий шаханшах Эрана и Анэрана Йездигерд Второй желает обсудить веру христиан и выслушать авторитетные мнения о ней.

Слово было предоставлено переводчице Оксане (на четверть еврейке, имевшей по материнской линии деда раввина, обучившего её ивриту).

- Когда император Константин собрал собор в Никее, чтобы поставить точку в споре между Александрийским епископом Александром и Арием, то выяснилось, что сделать это без чёткого определения канона невозможно. Епископы привезли около пятидесяти различных евангелий, существенно отличавшихся между собой по стилю, размеру и содержанию. Священные тексты до такой степени противоречили друг другу, что возникла необходимость произвести их отсев, оставив только одно евангелие. Однако каждый участник собора стал доказывать, что именно его евангелие является истинным.

Тогда для определения подлинности текстов было решено прибегнуть к тактике чудес. Все свитки с евангелиями в произвольном порядке сложили под столом и загадали: какое из евангелий утром окажется на столе, то и есть подлинное.

Утром на столе обнаружилось не одно евангелие, а четыре. Их и объявили подлинными.

Однако проблем с каноном от этого меньше не стало. Как оказалось, те евангелия, которые были отобраны на соборе столь оригинальным способом (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), тоже противоречили друг другу, в том числе по принципиальным вопросам. Имеющиеся в них противоречия носят неустранимый характер. Если принимать положения одного евангелия, то неизбежно приходится отвергать какое-нибудь другое. В ряде случаев авторы противоречат, в том числе, сами себе, а также принципам логики и здравого смысла.

Если вы готовы слушать, я приведу, по меньшей мере, четыре десятка противоречий и разночтений между авторами.

- Да, пожалуйста, - выразил согласие Йездигерд. – Необходимо во всём разобраться. Жизнь учит тому, что любая мелочь может иметь значение.

- Благодарю, - кивнула переводчица и начала.

Христиане утверждают, что все четыре евангелия истинны, однако родословные у Матфея и у Луки сильно отличаются друг от друга.

Вот что пишет Матфей:  «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;  Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;  Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;  Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.  По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матфей,1:2-17)

А Лука приводит другую родословную: « Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,  Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,  Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,  Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,  Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,  Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,  Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,  Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,  Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,  Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,  Мафусалов, Енохов, Аредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий». (Лука,3:23-38).

Как видим, Матфей насчитал у Иисуса 41 предка, а Лука 75 (если начинать от Адама). Матфей начал родословную от Авраама, а Лука от Бога. Далее отличаются имена предков и количество колен.

Матфей после царя Давида выводит родословную Иисуса от его сына Соломона, а Лука от Нафана.

Перед нами две отличающиеся друг от друга родословные. По меньшей мере, одна из них должна быть неверной. Иисус никак не мог быть потомком Давида сразу по двум мужским линиям.

Таким образом, родословные от Матфея и Луки опровергают чудо в Никее, когда «велением Господа» были отвергнуты все неподлинные евангелия. Следуя логике самих же христиан (если, конечно же, они вообще наделены логикой), их Бог вместе с подлинным евангелием (каким именно неизвестно) подложил, по меньшей мере, одно ложное.

Однако…

Предложенные евангелистами родословные Иисуса являются мало того что подложными, так ещё и не имеющими лично к нему абсолютно никакого отношения. Кстати, сам Иисус, согласно текстам, вообще ничего не сообщал апостолам или кому-нибудь ещё о своей родословной.     

Любой еврей, доказавший своё прямое происхождение от царя Давида, был вправе предъявить права на престол. Но в течение более восьмисот лет никто из предков Иисуса такие права так и не предъявил! Так откуда же возник потомок легендарного правителя, если его предки не царствовали и не заявляли права на трон в течение стольких поколений?  

Ни один еврей, даже самый знатный, не имел не то что доказательств, но и даже осведомлённости о своей родословной на такую историческую глубину. Ни один раввин никогда не признает родословную от Матфея или Луки подлинной.

В еврейских книгах упоминаются следующие дети Зоровавеля: Мешуллам, Ханания, Шеломиф (дочь), Хашува, Огел, Берехия, Хасадия, Иушав-Хесед. В этом списке нет сыновей, упоминающихся у Матфея (это Авиуд) и у Луки (Рисая).

Точно также имеются сильные расхождения в родословиях Матфея и Луки на промежутке от Давида до Зоровавеля. У Луки в этом месте родословная не имеет вообще ничего общего с еврейской традицией, а у Матфея имеет лишь частичные совпадения.

Вот как выглядит еврейская родословная от Давида до Зоровавеля: Давид – Соломон – Ровоам – Авия – Аса – Иосафат – Иорам – Ахазия – Иоас – Амасия – Озия – Иоафам – Ахаз – Езекия – Манассия – Амон – Иосия – Иоаким – Иехония – Салафииль – Зоровавель. Всего 21 поколение.

А в родословии от Матфея насчитывается всего 17 поколений. Пропущены Ахазия, Иоас, Амасия и Иоаким.  Теперь давайте посмотрим, откуда авторы евангелий взяли родословные Иисуса. Генеалогию от Адама - до Авраама Лука взял из книги Бытие и Первой книги Паралипоменон. От Авраама до Давида родословные оба евангелиста переписали себе из книги Руфь и Первой книги Паралипоменон. От Давида - до Иехонии (до переселения в Вавилон) и до Зоровавеля Матфей извлек из книг Царств и Паралипоменон. А от Зоровавеля до Иосифа авторы брали имена предков с потолка, кому какое взбредёт.

Матфей пишет: "Иосафат родил Иорама" (Матфей, 1:8). Однако в книге Царств говорится, что сыном Иосафата был Иоас (3 Царств, 22:26). После смерти своего отца "воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме. И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои" (4-ая Царств, 12:1-2). После смерти Иоаса "воцарился Амасия, сын его, вместо него" (12:21). "Амасия, царь Иудейский, сын Иоаса" (4 Царств, 14:13,17). После смерти Амасии, "взял весь народ Иудейский Азарию, которому было 16 лет, и воцарили его вместо отца его Амасии" (Там же, 14:21). После Амасии "воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский... Он делал угодное в очах Господних во всем так, поступал Амасия, отец его" (Там же, 15:1-3). После смерти Амасии "воцарился Иоафам, сын его, вместо него" (15:7). Матфей из этой цепи пропускает Иоаса, Амасию и Азарию, о которых много рассказывается в 17-ти главах священных книг Царств. По Матфею получается, что иудейский царь Иосафат родил себе не сына Иоаса, а праправнука Иорама"(Матфей, 1:8) Одно из двух: либо автор евангелия не знал Писания (что не должно придавать авторитета его словам), либо сознательно их исказил (что является прямым нарушением Закона). Но при всей очевидности расхождений между родословными Иисуса, христиане утверждают, что обе они истинны.

- Как это так? – удивился Йездигерд. – Различия очевидны.

- Даже дэвы не выкручиваются так, как это делают христиане, - улыбаясь, пояснила Оксана. – У евреев есть обычай левирата. Суть его состоит в том, что если умирает старший брат, то младший женится на его вдове. Это стало поводом для бесконечных спекуляций с родословными. Любое расхождение между Марком и Лукой стали объяснять именно этим. Дескать, Матфей приводил родословную «по природе», а Лука «по закону». Поскольку младший брат, женившись на вдове старшего брата, усыновлял её детей, то его вполне можно было включать в родословную.

Первым до этого додумался Юлий Африкан (если ссылки на него не являются подложными), однако сам же и засомневался в правильности такой версии. Он написал по этому поводу следующее: «Так или иначе обстояло дело, только вряд ли кому-нибудь удастся найти иное, более удовлетворительное объяснение. По крайней мере, я так думаю и буду его придерживаться за неимением лучшего, хотя оно и не подтверждено свидетельствами».

И действительно странно. Евангелист Лука не дал даже тени намёка на левират. К тому же подобное объяснение вполне можно было бы принять лишь в случае расхождения в одном колене, а не в большом количестве колен. Иначе получается абсурд: во всех поколениях отцы умирали, а их младшие братья всегда женились на вдовах.

Иными словами, чтобы оправдать ложь, пришлось прибегнуть к ещё большей лжи.

- Ничего удивительного, - заметил шаханшах. – Ложь всегда пытаются оправдать либо нежелательностью сказать правду в определённый момент, либо какой-нибудь надуманной чушью.

- Авторы евангелий любят ссылаться на еврейских пророков, - продолжила Оксана, - но либо они невнимательно читали их труды, либо читали только то, что им нравилось, не обращая внимания на всё остальное.

Много неприятностей богословам приносит упоминание Матфеем в числе предков Иисуса Иехонии. Этот Иехония – последний из потомков царя Давида. За нечестивое поведение Бог его проклял и лишил детей, назвал его "человеком злополучным" и объявил, что "никто уже из его рода не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее" (Иеремия, 22:28-30). Но Иисус, однако, смог-таки произойти от человека, которого проклял на веки веков не какой-то раввин, пусть даже и очень авторитетный, а сам Еврейский Бог. Как мог посметь Иисус, будучи, по версии Матфея, потомком проклятого Иехонии, во время своего земного существования претендовать на трон? Однако Писание, как выясняется, противоречит само себе. Оказывается, что у греховного Иехонии, вопреки божьему проклятию, всё-таки были дети, притом в большом числе. В первой книге Паралипоменон (3:17-20) имеется их перечень:  «Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его;  Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия.  И сыновья Федаии: Зоровавель и Шимей. Сыновья же Зоровавеля: Мешуллам и Ханания, и Шеломиф, сестра их, и еще пять: Хашува, Огел, Берехия, Хасадия и Иушав-Хесед». 

Интересно, не мог ли Бог евреев породить себе земного сына от какого-то более достойного рода, нежели рода Иехонии? – задалась вопросом Оксана. -И как можно было объявлять Иисуса царём иудейским вопреки божьему проклятию? Сам Господь устами пророка Иеремии сказал: "Никто уже из его рода не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее." НИКТО!!!

Кстати, сам легендарный царь Давид был далеко не безгрешен. У своего верного воина Урии он увёл жену Вирсавию и спал с ней. Это было явное прелюбодеяние. Сам Урия был отправлен Давидом в такое место, где он должен был погибнуть и погиб.

Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь, но был прощён отцом. А вот младший сын Давида Авессалом не простил этого старшему брату и убил его, после чего сбежал в Сирию. Спустя три года ему было разрешено вернуться. Авессалом возвратился и сверг Давида с престола. Но престарелый царь сумел разбить войска сына и вернуть себе трон. Во время бегства Авессалом погиб.      

На этом несуразицы не заканчиваются. Салафиил и Феддая - братья, сыновья Иехонии, а Зоровавель - сын Феддаи. Матфей же пишет, что "Иехония родил Салафиила, Салафиил родил Зоровавеля, Зоровавель родил Авиуда" (Матфей 1:12-13). По Матфею выходит, что Зоровавеля родил не Феддая, как написано в Танахе, а Салафиил, брат Феддаи. Что же касается  утверждения о том, что Зоровавель породил Авиуда, то еврейские книги Авиуда среди потомков  Зоровавеля не упоминают.

В конце концов, Матфею после Зоровавеля так надоело копаться в древних родословных и вычислять следующие поколения Иисуса, что он попросту их сочинил, не обращаясь ни к каким текстам.

Лука в  родословной Иисуса допускает ещё больше вольностей, чем Матфей. Он возводит её даже не к Аврааму, а к Адаму и Богу. Родословную Иисуса от Адама до Авраама он списывает из книги Бытие (Глава 1 - 12) и Первой книги Паралипоменон (1:1-28). Но списывал Лука невнимательно. Правнука Адама он назвал Каинаном, в то время как во всех еврейских книгах его называют Кенан. Позже он ещё раз повторяет это имя уже в числе правнука Ноя и сына Арфаксада. Но среди потомков Ноя не было никакого Каинана.

Далее Лука небрежно списывает родословную у Матфея. Вместо правильного у Матфея: "Есром родил Арама", Лука между отцом Есромом и его сыном Арамом вставляет двух наследников: Арни и Админа.

Дойдя до Давида, Лука выводит родословную Иисуса не через его сына Соломона, как то делает Матфей, а через Нафана – одного из 15-ти детей Давида. В еврейских книгах ничего не говорится ни о жизни, ни о детях Нафана. Он просто упомянут и не более того. Это обстоятельство освободило евангелиста Луку от дальнейшего исследования родословной Иисуса. Он стал свободно вписывать любые имена, которые  приходили ему на ум.

Матфей от Авраама до Иисуса Христа насчитал 41 поколение, Лука - 56, и только 17 имен в их родословных совпали!

И вот что интересно. Сами христиане утверждают, что Иосиф не был отцом Иисуса. Но обе родословные восходят именно к Иосифу, а не к Марии. Следовательно, будь даже одна из них подлинной, то она всё равно не имела бы отношения к Иисусу. Он же, якобы, родился вообще без всякого участия мужчины.

Так что, начав исследовать евангелия, мы сразу же сталкиваемся как с явной ложью, которую легко опровергнуть, так и с отсутствием логики.

А вот самопровозглашённый апостол Павел с идеей непорочного зачатия и вовсе не был знаком, поэтому в послании к римлянам (Послание к римлянам 1:3) прямо написал об Иисусе, что он «… родился от семени Давидова по плоти».

Но в том-то и дело, что прямо от семени Давида он вообще не был способен родиться, потому что, во-первых, Давид умер более чем за 800 лет до Иисуса, а, во-вторых, согласно версии самих христиан, Иисус заведомо не мог иметь земных предков по отцовской линии.

Во втором послании к Тимофею Павел повторяет свою мысль и пишет:  «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему» (2-е к Тимофею, 2:8).

А в первом послании к Тимофею Павел пытался пресечь многочисленные попытки составления мнимых родословных: «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному  и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере».(1-е к Тимофею, 1:3,4).

Думается, опровержение одних только фальшивых родословных не даёт нам права рассматривать евангелия от Матфея и Луки как истинные. Они должны быть полностью отвергнуты как грубая фальсификация. Священные книги так не пишутся.

- А существуют ли какие-нибудь иные объяснения по поводу расхождения родословной Иисуса, кроме левирата? – поинтересовался Йездигерд.

- Рациональных объяснений нет, - ответила Оксана. – С христианскими богословами вообще сложно говорить на неудобные для них темы. Они быстро и ловко уводят разговор в сторону, а если начинаешь их прижимать, то они, либо говорят что-то не относящееся к делу, либо заявляют, что спешат и просят перенести беседу. Иногда заявляют, что божественные истины невозможно проверить земными знаниями, и священные книги закрыты для понимания теми, кто не готов принять веру. Дескать, вера – это не знание, а некий акт воли или понимание того, что нельзя объяснить. Порой применяют и такой словесный приём: «У вас нет дара божьего, поэтому с вами говорить бесполезно».

- Вы пытались об этом спорить с христианскими священниками? – спросил шаханшах.

- Нет. Ни в коем случае. Только спрашивала. Но при этом понимала, что мои вопросы им сильно не нравятся. В некоторых христианских общинах за такое любопытство и сомнение забивают насмерть. Когда у церковников заканчиваются аргументы, они переходят к убийствам. В Египте был случай, когда христиане устроили между собой резню из-за религиозного спора и убили более 400 человек.

- Должен заметить, что Иеремия был прав, - после некоторой паузы заявил Йездигерд. – Он предрёк, что никто из рода Иехонии не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее. Так оно и есть. Иисус на престол так и не сел. Видимо, пророчество Иеремии распространилось не только на реальных потомков Иехонии, но и на самозванцев.

- Я тоже обратила на это внимание, - переходя на лёгкий смех, согласилась Оксана. – А вообще в Писании большая путаница по поводу того, из какого израилева колена должен выйти мессия. Во Второзаконии говорится, что он произойдёт из рода Левия (18:18-19). В Книге Бытие имеется указание на то, что он выйдет из рода Иосифа через Ефрема (48:11-20). Там же (49:16-17) утверждается, что судья еврейского народа произойдёт из колена Дана. Всё, что когда-либо писали евреи, очень противоречиво. Одно с другим никак не вяжется. Ссылаться на еврейские книги как на авторитетный источник – дело бессмысленное. К примеру, в книге Левит (11:6-7) утверждается, что у зайцев и скалистых даманов есть копыта.

- Позвольте, - перебил Йездигерд. – Мне доводилось охотиться на зайцев. У них лапы, а не копыта. Неужели евреи этого не знают?

- Сами евреи утверждают, что все их священные книги боговдохновенны, - пояснила Оксана. - Видимо, их Бог зайцев и скалистых даманов не видел.

- Вы делали перевод с Септуагинты? – решил на всякий случай уточнить шаханшах.

- Нет, с иврита, ответила переводчица и продолжила: - Еврейский Бог перечислял Моисею и Аарону животных, которых можно есть и которых нельзя. Дословно фраза о скалистых даманах и зайцах звучит так: « и дамана, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас». (Примечание. Русский перевод этой фразы является неточным. В нём даман переведён как «тушканчик»).

- Какие ещё разночтения, кроме родословных, вы обнаружили?

- Я специально их записала в форме вопросов и ответов со ссылками на тексты. Вот только наиболее видные и существенные противоречия.   

 

Ходили ли фарисеи креститься у Иоанна Крестителя?

Матфей. Да, ходили. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?»  (Матфей, 3:7)

Лука. Нет, не ходили. «А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него». (Лука, 7:30)

(Примечание: во времена Йездигерда евангелия не были раздлены ни на стихи, ни на главы. Они представляли собой сплошные тексты. Разделение произошло гораздо позже, сначала в новозаветных книгах, потом в ветхозаветных. Библия в том в виде, в котором она известна сейчас, сложилась только к концу XVIII века, однако для удобства восприятия ссылки на евангелия и еврейские тексты разделены по главам и стихам)

Кем по происхождению была женщина, которая просила Иисуса исцелить её дочь?

Марк. Сирофиникиянкой. (Марк, 7:26)

Матфей. Хананеянкой (Матфей, 15:22)

Говорил ли Иисус тайно?

Иоанн – нет. «Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего». (Иоанн, 18:20)

Матфей – да.  « И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?  Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано». (Матфей, 13:10-11)

Где находился Иисус на шестом часу в день распятия?

Иоанн. На суде у Пилата.  «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!» (Иоанн, 19:14)

Марк. На кресте.  «Был час третий, и распяли Его.  И была надпись вины Его: Царь Иудейский.   С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.  И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.  Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!   спаси Себя Самого и сойди со креста.  Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.  Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.  В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого». (Марк, 15:25-33) 

Сколько воров поносило Иисуса на кресте?

Марк. Оба преступника (Марк, 15:32)

Лука. Только один. «Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?  и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». (Лука, 23:40-41) 

Как воины узнали Иисуса при аресте?

Иоанн. Иисус сам себя назвал. «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?  Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.  И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.  Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.  Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут». (Иаонн, 18:4-8)

Матфей. Иуда подал знак поцелуем. «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». (Матфей, 26:48)   

Кто пришёл арестовывать Иисуса?

Матфей. Народ с мечами и копьями. «И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных». (Матфей, 26:47)

Ему вторят Марк и Лука.

Иоанн. Это сделали воины и храмовая стража. «Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием». (Иоанн, 18:3)

Сведения Матфея, Марка и Луки заведомо ложны. Евреям категорически запрещалось иметь и носить мечи.

Кто судил Иисуса в синедрионе?

Марк не называет имени первосвященника, но, судя по тексту, это был Каиафа.

Матфей прямо говорит, что это был Каиафа.

Лука описывает судилище в синедрионе вскользь и не упоминает никаких имён.

По Иоанну Иисуса в синедрионе толком не судили вообще. Сначала Анна ударил его по лицу и послал к Каиафе, а затем Каиафа без предъявления ему конкретных обвинений отослал к Пилату.

Что сделал Иуда с деньгами, которые он получил за предательство Иисуса?

Деяния апостолов. Купил землю.  «Но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» Деяния, 18:11)

Матфей. Иуда ничего не покупал. «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился». (Матфей, 27:5)

Какие обвинения предъявил Иисусу синедрион?

По Марку, Матфею и Луке, синедрион обвинил Иисуса в том в том, что он называл себя сыном Божьим.

По Иоанну, Синедрион вообще не предъявлял Иисусу никаких обвинений.

Говорил ли Иисус, что он может разрушить Храм и за три дня воссоздать его?

По Марку и Матфею такие слова говорили только лжесвидетели в синедрионе.

По Иоанну Иисус действительно говорил такое:  «На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?  Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». (Иоанн, 2:18,19)

Таким образом, если сравнить три евангелия, то получается, что так называемые лжесвидетели в доме Каиафы вовсе не лгали.     

Что говорил Иисус по поводу свидетельства о самом себе?

Либо Иоанн противоречит сам себе, либо Иисус одним говорил одно, а другим – другое.

Вот примеры. «Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.  Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно». (Иоанн, 8:13,14)

А до этого ученикам он утверждал иное:   «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно». (Иоанн, 5:31)

Разрешал ли Иисус брать своим ученикам в дорогу посох и обувь?

Согласно Марку – разрешал.  «И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,  но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд». (Марк, 6:8,9)

Согласно Матфею – нет.  «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания». (Матфей, 10:9,10)

Матфею вторит и Лука:  «И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды». (Лука, 9:3)

Сразу ли засохла смоковница после проклятия Иисуса?

Матфей утверждает, что да.   «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;  и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?»   (Матфей, 21:18-20)

А по Марку она завяла через ночь.  «Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня». (Марк, 11:20)

Умер ли Иисус до того, как завеса в Храме раздралась?

Матфей и Марк – да. «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Матфей, 27:50-51) «Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу». (Марк, 15:37-38)

Лука - нет.   «И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.  Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лука, 23, 45-46)

Что было написано на табличке, прибитой к кресту?

«Царь Иудейский» (Марк, 15:26)

«Сей есть Иисус – царь Иудейский» (Матфей, 17:27)

«Сей есть царь Иудейский» (Лука, 23:38)

«Иисус Назорей, царь Иудейский» (Иоанн, 19:19)

Имел ли Ирод Антипа желание убить Иоанна Крестителя?

Матфей – да.  «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,  потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.  И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка». (Матфей, 14:3-5)

Марк – нет.  « Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.  Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, —  дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;  и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.  Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.  И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.  Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». (Марк, 6:20-26)

Как звали человека, сидевшего у сбора пошлин?

У Матфея это Матфей (Матфей, 9:9)

У Марка это Левий Алфеев (Марк, 2:14)

 

- Многовато противоречий для священных текстов, - вздохнул Йездигерд.             

- Но это ещё не всё, - продолжила Оксана. - О событиях после смерти и погребения Иисуса я обнаружила столько разночтений, что восстановить детали и хронологию событий оказывается невозможно.

<<Назад   Вперёд>>