Клуб исторических детективов Игоря коломийцева
МЕНЮ

На сайте создан новый раздел "Статьи" с материалами автора.
Игорь Коломийцев. В когтях Грифона
Игорь Коломийцев. Славяне: выход из тени
Игорь Коломийцев. Народ-невидимка. Обновленная версия
Игорь Коломийцев. Народ-невидимка

Игорь Коломийцев.   В когтях Грифона

Глава двадцать первая. Победители ромеев (продолжение)

Замечу, что по схожему принципу создавались и остальные фрагменты аварских доспехов: наручи, нагрудники и поножи. И это наводит на мысль, что для пришлых степняков было принципиально важно, чтобы защитное снаряжение легко складывалось и было удобно при транспортировке. Наряду с кольчугами, которыми также пользовались подданные Баяна, все части их латного комплекса чудесным образом занимали совсем немного места, что так важно в длительных походах и дальних экспедициях.

Так вот почему эти кочевники сумели прорваться из Центральной Азии в Европу, по пути разгромив множество разных племён! Они просто были лучше защищены, чем все их противники на данном пути.

Действительно, защитный комплекс аварских всадников по надёжности не уступал византийскому или персидскому, а по удобству в походе, пожалуй, даже превосходил их. Известно, что "аварские шлемы" упомянуты в "Слове о полку Игореве", поэтическом произведении XII века. Если речь идёт о том же самом варианте, что был найден в Южной Германии, значит, он верой и правдой прослужил кочевникам Восточной Европы пять столетий. Впрочем, пришельцы из Азии знали толк не только в обороне, но и в нападении. Возьмите главное оружие аваров лук со стрелами.

Неужели он был принципиально иным, чем у гуннов и византийцев?

Аварский лук с кладбища Дьенешдиад, Венгрия (слева) и находки из аварских захоронений по Роберту Мюллеру (справа). Обратите внимание на наконечники стрел (номера 15-18)Аварский лук с кладбища Дьенешдиад, Венгрия (слева) и находки из аварских захоронений по Роберту Мюллеру (справа). Обратите внимание на наконечники стрел (номера 15-18)

Аварский лук с кладбища Дьенешдиад, Венгрия (слева) и находки из аварских захоронений по Роберту Мюллеру (справа). Обратите внимание на наконечники стрел (номера 15-18)

Скажем так: он был внешне очень похож на гуннский и в целом, конечно же, являлся дальнейшим развитием всё той же степной традиции, начало которой положило стрелковое оружие скифов. Но это был уже следующий шаг в эволюции сложносоставных луков. Во-первых, аварский вариант оказался несколько короче. Если гунны пользовались полутораметровыми орудиями для стрельбы, то у пришельцев они были до 130 см в натянутом положении, что делало их намного удобней для всадника. При этом такой не слишком громоздкий лук посылал стрелы дальше, чем его гуннские предшественники, имел превосходную пробивную мощь, а усилий для натяжения требовал меньше. Подобная эффективность достигалась благодаря немалому числу роговых вставок в конструкции лука и использованию новых материалов. Как считают специалисты, аварские стрелы, снабжённые преимущественно черешковыми трёхлопастными наконечниками, поражали противника на дистанции до двести метров, а на расстоянии сто метров были способны пробить любые доспехи.

Простите, что перебиваю вас, Холмс, но мне чертовски любопытно, для чего в лопастях  наконечников стрел авары делали странные круглые отверстия?

Над этим вопросом билось не одно поколение историков. Поначалу подумали, что в эти дыры закладывался яд. Затем поняли, что эта идея не выдерживает элементарной критики. Тогда предположили, что подобные стрелы при стрельбе могли издавать свист. Дескать, эдакий элемент устрашения врагов. Китайские летописи сообщали о свистящих стрелах у кочевников, живших на границе с Поднебесной. Известно, что обычай создавать отверстия в лопастях возник именно в степях Монголии и Северного Китая, причём ещё в хуннское время, и просуществовал в этих краях вплоть до эпохи Чингисхана. Однако, поставленные эксперименты отмели и эту возможность. Для создания свистящего эффекта отверстия в лопастях не пригодны в принципе, соответствующие звуки, как оказалось, вызывали специальные костяные свистульки, насаженные на черенок стрелы. Что касается наконечников с дырками, то ныне учёные полагают, что с их помощью восточные кочевники одушевляли своё оружие. Возможно, степные племена столь оригинальным образом хотели приделать стрелам "глаза", чтобы те "видели", куда надо лететь. Впрочем, это всего лишь одна из версий. Точного ответа на ваш вопрос, доктор, никто не знает.

В любом случае, с ваших, Шерлок, слов выходит, что лук аваров был существенно лучше того, что состоял на вооружении у византийцев? Следовательно, участвуя в перестрелках с греками, степняки могли наносить тем гораздо более существенный ущерб?

Разумеется. Особенно, если учесть, что лошади кочевников спереди были покрыты доспехами, в отличие от ромейских коней. Но на этом преимущества аварского оружия не заканчивались. Гунны, у которых греки позаимствовали лук, натягивали его непосредственно перед боем. Когда они хотели вступить в прямое столкновение с противником, то снимали тетиву, укладывали разобранный метательный прибор в узкое кожаное налучье и брали в руки мечи. Схожую тактику переняли и греческие кавалеристы.

Знатный гуннский всадник с мечом в руках. Лук убран в налучье. Реконструкция М. Горелика

Знатный гуннский всадник с мечом в руках. Лук убран в налучье. Реконструкция М. Горелика

На практике это означало, что однажды зачехлив метательный прибор такой ратник уже не мог так просто снова начать стрельбу. Взвести тугой гуннский лук, сидя верхом, никому бы не удалось, а, спрыгнув на землю, византийский солдат уже не мог вернуться назад в седло без посторонней помощи. Греческий конный воин не был стрелком и рубакой одновременно, ему приходилось выбирать или то, или другое.

Вы хотите сказать, что аварам удалось в своём всаднике совместить две ипостаси сразу?

Не две, Уотсон, а сразу три. Эти удивительные кочевники создали кавалериста, который был единовременно и стрелком из лука, и лихим рубакой, и штурмовиком-катафрактарием.

Но как такое в принципе возможно?

А вы послушайте, доктор, как описывает император Маврикий новые требования к своим конным стрелкам, возникшие сразу после появления аваров: "всадники чтобы стреляли на скаку: вперед, назад, вправо и влево. Кроме того, им надо уметь вскакивать на лошадь, на скаку быстро выпускать одну стрелу за другой, вкладывать лук в колчан, если он достаточно обширен, или в другой футляр, разделенный для удобства на два отделения (то есть для стрел и для лука), и браться за копье, носимое за спиной, чтобы таким образом могли действовать им, имея лук в колчане. Затем, быстро закинув копье за спину, выхватывать лук". Благодаря тому обстоятельству, что аварский лук оказался несколько короче гуннского, пришлые кочевники стали использовать сразу два вида колчанов. Первый это традиционный гуннский налуч, куда стрелковый прибор помещался уже со спущенной тетивой. Зато второй можно считать знаменитым скифским горитом он имел два отделения: один для лука в боевом состоянии, другой для стрел. Аварские всадники помещали в такой колчан натянутый лук, следовательно, в любой момент могли извлечь его обратно и начать стрельбу снова. Иначе говоря, пришельцы легко и без всяких затруднений переходили от дистанционной перестрелки к прямому столкновению и обратно, в то время как их противники за ними элементарно не успевали.

Мне всё же непонятно, как эти кочевники ухитрялись удерживать у себя копьё, если для стрельбы из лука требовались сразу две руки?

Простое решение, Уотсон, как всё гениальное! Им помогала одна маленькая деталь кожаный ремешок в виде петли, прикрепленный примерно посредине древка пики. Это хитрое изобретение позволяло носить копьё за спиной, закинув его за плечо, и одним ловким движением возвращать его назад в руку. Такого рода приспособление просуществовало в кавалерии вплоть до начала XX века. Настолько удачным оно оказалось. К тому же у многих аварских всадников, как свидетельствует Маврикий, имелось даже не одно копьё, а целых два.

Кавалерист-красноармеец времён Гражданской войны с традиционной казачьей пикой, снабжённой ременной петлёй

Кавалерист-красноармеец времён Гражданской войны с традиционной казачьей пикой, снабжённой ременной петлёй

Зачем же столько пик одному воину? Он ими жонглировал?

Длинное штурмовое копьё использовалось для первого лобового удара. Стряхнув его с плеча, аварский кавалерист устремлялся на врага. Стремена придавали ему устойчивость. Поэтому такому всаднику не приходилось крепить конец копья к шее лошади, а, значит, остриё своего оружия он направлял по собственному усмотрению. Тем не менее, в ближнем бою использовать длинное копьё, до двух с половиной метров, всё равно неудобно. Тем более, чаще всего оно застревало в теле врага, ведь удар на полном скаку получался нешуточный. Вот отчего сразу после столкновения это оружие бросали и стряхивали с другого плеча более короткую пику. Ею сражаться было намного сподручней. Таким образом авары использовали сразу два копья, носимые крест на крест за спиной. Для удобства ношения этого вида оружия верхние плащи, сшитые из войлока или шкур животных пришлось делать с выступающими плечами и широкими разрезами вместо рукавов, оставляя свободными руки, держащие лук. Так на свет появились знаменитые бурки, столь популярные у казаков и кавказских горцев.

Вы полагаете, что авары изобрели одежду и оружие, дожившие чуть ли не до наших дней?

А что в этом удивительного? Посмотрите на тот комплекс конской упряжи, которым пользовались данные кочевники. Разве он с тех пор претерпел какие-либо существенные изменения?

Реконструкция аварской конной сбруи по венгерскому историку G. Laszlo (из книги М. Артамонова)

Реконструкция аварской конной сбруи по венгерскому историку G. Laszlo (из книги М. Артамонова)

Обратите внимание, доктор, на конструкцию седла. Передняя лука в нём осталась высокой, на манер гуннского, а вот задняя стала намного более пологой. При таком варианте всаднику легче запрыгнуть на хребет лошади, а учитывая, что он теперь делал это самостоятельно, при помощи одних лишь стремян, то такая забота о нём не покажется излишней. Побеспокоились кочевники и о лошади, её бока защищали так называемые тебеньки своего рода округлые кожаные крылья, свисающие вниз с седла. Они не позволяют ремням, держащим стремена, впиваться в тело скакуна. Кроме всего прочего, подобное седло дарило наездникам в целом немыслимую ранее при езде верхом свободу. Всадник легко поворачивался в любую сторону, без труда соскакивал на землю. Стала возможной даже джигитовка кавалерист мог укрыться от обстрела за крупом скачущей лошади, держась рукой за переднюю луку седла и оставив лишь одну ногу в стремени. Причём, судя по тому, что в могилах аварских воинов подчас находят непарные стремена, эти наездники вполне позволяли себе подобные фокусы.

Вы рассказываете настоящие чудеса о возможностях пришельцев. Получается, они были первыми полноценными всадниками в современном понимании этого слова?

Должно быть, вы будете удивлены, Уотсон, но некоторые историки полагают появление новых седел и стремян важнейшим переворотом в военном деле. Британский историк Майкл Робертс поставил это новшество в один ряд с самыми значительными переменами, повлёкшими за собой изменения самого общества. Он пишет: "Стало уже банальностью утверждать, что революции в военной технике обычно приводили к далеко идущим последствиям. Появление колесничих воинов в середине II тысячелетия до нашей эры, триумф тяжелой кавалерии, связанный с появлением стремени в IV веке христианской эры, научная революция в вооружениях в наши дни – все эти события признаются поворотными пунктами в истории человечества". Ему вторит американский историк Линн Уайт, заявивший о стремени буквально следующее: "несмотря на кажущуюся простоту, это изобретение оказалось одним из самых значимых для судеб людского рода". По мнению сторонников данной точки зрения, новые приёмы конного боя вызвали к жизни тяжеловооружённых рыцарей, ради содержания которых монархи щедро выделяли земельные угодья и зависимых крестьян. Так Европа нежданно для себя скатилась в эпоху феодализма. И всё благодаря двум металлическим кольцам, привязанным к седлу.

Вы говорите об очень далёких последствиях, Холмс. Меня же больше волнует то впечатление, который производили эти необыкновенные всадники на своих противников, сталкивающихся с ними в битвах.

Можете не сомневаться, Уотсон это был эффект разорвавшейся бомбы! Вы только представьте себе, как выглядели эти непонятно откуда взявшиеся великолепные витязи. Их шлемы были украшены бунчуками из перьев или конских волос. Лошади носили украшения по всему корпусу и на голове. Над вздетыми в небо копьями развивались полоски цветной ткани прообраз будущих знамён. Степняки и их верные скакуны переливались на солнце ввиду обилия одетого на них металла. Это было зрелище от которого впадали в панику даже опытные византийские солдаты.

Аварский всадник ведёт пленного византийского воина. Изображение на серебряном кувшине из клада в местечке Надь-Сент-Миклош (пограничье Венгрии и Румынии). У седла - отрезанная голова врага

Аварский всадник ведёт пленного византийского воина. Изображение на серебряном кувшине из клада в местечке Надь-Сент-Миклош (пограничье Венгрии и Румынии). У седла - отрезанная голова врага

Недаром император Маврикий, глядя на пришельцев, заявил: "Чем живописнее одет воин, тем более у него желание драться, тем ужаснее он для врагов". Василевс очень хотел, чтобы его всадники производили не менее внушительное впечатление, чем кочевники. Но главный секрет аварских побед заключался, как мне представляется, отнюдь ни в стременах, ни в новых седлах, луках или доспехах и даже ни в поразительном внешнем эффекте закованной в броню степной кавалерии, над которой реяли разноцветные стяги. Было одно очень важное изобретение, принесённое беглецами с собой из глубин Азии. По своему значению оно перевешивало всё остальное, вместе взятое.

<<Назад   Вперёд>>