Главная Статьи |
Пешком в историю. Новые открытия ученых переворачивают раннюю историю нашего государства.
Всё не то, чему нас учили Нас учили в школе, что легенда о призвании варягов, это всего лишь миф. Что Новгород построили ильменские словене, они же и пригласили править собой заморскую династию Рюриковичей. На самом же деле Русь, дескать, создавалась с юга, столицей ее был город Киев, а главным племенем - собирателем новой державы - являлись поляне, обитавшие в Среднем Поднепровье. Нам внушали, что неважно, кем являлись по этнической принадлежности русские князья, важно, что здесь, на Востоке Европы, созрели все условия для возникновения централизованного государства. Оно - плод творческих усилий местных славянских племен.
Первая русская летопись, предположительно написанная в XII веке легендарным монахом Нестором, повествует о становлении нашего государства следующим образом: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма. В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Итак, если верить Нестору, местные племена уже давно были обложены данью. Южане платили ее хазарам, а северяне - неким заморским викингам, или варягам, как их здесь прозвали. Причем северяне вскоре восстали и прогнали пришельцев. Но тогда у аборигенов наступил период анархии и междоусобиц, они сами решили вернуть прежних хозяев. Те согласились и прибыли уже на постоянное место жительства, с родами, надо понимать, с женами и детьми. Летопись, правда, утверждала, что Рюрик явился уже на все готовое. Здешние города, дескать, были построены до него. Русь изначальная
Самым же первым городом будущей новгородской земли археологи признали Старую Ладогу, построенную в низовьях Волхова примерно в 753 году, за век до призвания варягов. Но эту крепость воздвигли сами скандинавы. Она неоднократно горела, что заставляет вспомнить о летописных восстаниях северных племен, но каждый раз снова восстанавливалась пришлыми варягами. Все ясно, решили отечественные историки, значит, в «Повести временных лет» вместо «Новгорода» следует читать «Старая Ладога», и дело с концом.
Мать городов русских О том, как столицей новой державы стал город Киев, поведал все тот же Нестор. С его слов, после смерти братьев, «принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе малый город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата - Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде». Получалось, что сначала власть в Киеве, построенном полянами и вождем их Кием, захватили другие варяги - Аскольд и Дир. Именно им Нестор приписал первый поход руси на Константинополь. Правда, и тут возникали нестыковки. Византийские хроники датируют самый ранний набег русов на двух сотнях кораблей 860 годом - на два года раньше явления Рюрика в Ладогу. Еще раньше, в 839-м некий русский каган отправил посольство сначала к византийскому императору Феофану, а затем и к франкскому королю Людовику Первому, опознавшему в этих дипломатах шведских разведчиков. Если Аскольд и Дир были одноплеменниками Рюрика и вместе с ним пришли в Старую Ладогу, то они никак не успевали бы организовать Русский каганат со столицей в Киеве к 839 году. Непонятно было и то, каким образом этому малому городку удалось снарядить в набег на греков столь внушительные силы - по одной версии двести, а по другой - более трехсот ладей. После смерти Рюрика, рассказывает Нестор, власть принял его родственник Олег, который опекал малолетнего сына первого князя Игоря Рюриковича: «В год 6390 (882) выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И послал к Аскольду и Диру, говоря им, что- де, «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира... И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал: «Да будет это мать городам русским».
А был ли Киев? Фактически даже не столько Рюрик, сколько Олег, согласно летописи, собрал под свое крыло основные русские земли. Он же провозгласил Киев столицей. Но и тут у историков возникли проблемы. С одной стороны, где еще, как не на Среднем Днепре, размещать загадочный Русский каганат? Чаще всего эту державу связывали с летописными Аскольдом и Диром. Но оказалось, что когда в 882 году вещий Олег подплывал со своими воинами к Киеву, никакого городка, даже малого, здесь еще не появилось. Негде было княжить двум отколовшимся варягам. Французский историк Константин Цукерман пишет по этому поводу: «Киевская гипотеза, наиболее распространенная, опирается на давнюю историографическую традицию, предполагающую существование могущественного русского государства на Днепре, по крайней мере, с середины IX века». Но он же замечает, что «масштабные археологические раскопки в Киеве показали, что история города берет начало в конце IX века». С ним согласен и отечественный историк Алексей Щавелев: «С конца IX века появляется древнерусский могильник, возводится «требище» Перуна. Скандинавских древностей и признака прихода русов в Киев до этого периода нет. А значит, и любые спекуляции на тему «русского каганата» первой половины IX века в Киеве (Среднее Поднепровье) беспочвенны». Если уж быть до конца откровенным, следует признать, что Киева вообще не существовало до рубежа IX-X веков. На территории нынешнего мегаполиса люди, конечно, жили с незапамятных времен, обитали в том числе и на киевских горах. Но это были совсем крохотные поселки земледельцев, на 3-4 землянки. Ни ремесленников, ни торговцев среди них не было. Никаких укреплений, даже земляных, не говоря уже о деревянных, никто здесь тогда не возводил. Сами поселения существовали недолго - лет 10-20, потом их забрасывали: поскольку земля скудела, люди уходили в другие места. Вот именно эти малюсенькие и временные поселки отечественные археологи долгое время пытались в совокупности представить Древним Киевом. Меж тем настоящий торгово-ремесленный центр здесь возникает намного позже летописной даты убийства Аскольда и Дира.
Пропавшие поляне Еще удивительней складывалась у археологов ситуация с племенем полян. Несомненно, это любимцы Нестора, который поет им дифирамбы: «Поляне имеют обычай отцов своих - кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники». Получалось, по Нестору, что все славянские племена - обычные люди, дикари, как им и положено, и только поляне чудесным образом выделялись в лучшую сторону. Какова же была досада археологов, когда они вдруг обнаружили, что полян в окрестностях Киева им найти не удается. Поначалу с полянами связывали население довольно яркой и самобытной волынцевской культуры. Ее поселения в основном располагались на Левобережье Днепра, но тонкой полосой тянулись и по правому берегу этой реки в районе окрестностей Киева. Вроде там, где и ожидали увидеть полян. Жители волынцевских поселений находились под влиянием хазар, что хорошо соответствовало рассказу Нестора о том, что поляне платили дань этим кочевникам. Но вот незадача - все волынцевские поселения горят в огне пожаров, которые датируются примерно 833 годом. Одновременно гибнет множество хазарских городищ на Дону и Северском Донце. Получается, что волынцевцы просто не дотянули до появления здесь Руси и строительства Киева. Следовательно, полянами они быть не могли. Хуже всего для историков, что сменяют этих неудачников на киевских горах поселки лука-райковецкой культуры, причем житомирского ее варианта. А это никто иные, как древляне - те самые, что «звериным обычаем жили по-скотски». Причем окрестности Киева были дальней и малонаселенной окраиной древлянской земли. Если кто и проникал сюда, то лишь соседи с Левобережья, северяне, население роменской культуры. Тех было еще меньше, чем древлян. По всему выходило, что эти края были заброшенным пограничьем двух народов, да еще и стыком с миром кочевников. Вероятно, пока союзные хазарам венгры не ушли из украинских степей в Паннонию, а случилось это не ранее 890 года, никакие города русов, или славян здесь возникнуть не могли.
Невидимые Нестору города С одной стороны, первый русский летописец видит то, чего ко времени описываемых событий еще не существовало, как Киев и Новгород, с другой стороны, он упорно не замечает тех важных торгово-ремесленных центров, которые тогда уже реально имели место, например Гнездово, Тимерево или Шестовицу. А ведь некоторые из них были крупнее Киева, даже когда он в середине X века стал столицей нового государства. Возьмите, к примеру, Гнёздово. Расположено в верховьях Днепра, в 13 километрах к западу от нынешнего Смоленска. Лежит на пересечении двух торговых маршрутов - «из варяг в греки» и «из варяг к хазарам и арабам». Два древних городища общей площадью 30 гектаров, огромный могильник из 4,5 тыс. курганов, среди которых почти треть скандинавские. Крупнейшее языческое кладбище во всей Восточной Европе, даже в самой Скандинавии нет равного ему. Множество больших курганов, которые в Швеции и Норвегии именуются королевскими. Есть и такие, где под грандиозными насыпями покоятся пары: мужчина и женщина, сожженные в ладье, - именно подобный погребальный обычай описывал у русов арабский путешественник Ибн-Фадлан. В кургане №47 нашли золотую монету византийского императора Феофана, каролинские серебряные шпоры и множество других ценных вещей - как раз такой набор, по мнению археологов, мог быть у посланника русского кагана, побывавшего и у византийского императора, и у франкского короля. Среди самых престижных захоронений немало таких, в которых похоронены женщины в скандинавских одеждах с характерным набором украшений. Что заставляет вспомнить про род и племя русов. Поначалу ученые полагали, что неизвестное Нестору гнездовское городище возникло довольно поздно, на рубеже IX-X веков, то есть одновременно с Киевом. Но в 2018 году один из женских черепов проанализировали по изотопам стронция. Выяснилось, что эта дама родом из Восточной Швеции, возможно, из города Бирка, древней столицы свевов. Она умерла в промежутке между 807 и 894 годами, скорее всего, около 850-го. Получалось, что Гнёздово как минимум на полвека старше Киева. Гнёздовские курганы
Что еще интересно? Хотя это поселение возникло в землях смоленских кривичей, характерных для последних длинных курганов нет в гнездовских некрополях. Мало в здешних могильниках и женских украшений этого племени - браслетообразных височных колец. Такое впечатление, что гнездовцы не брали в жены местных кривичских невест. Хотя славянок из других земель выбирали охотно - их вещей в могильниках много. При этом в самом Гнёздово для кривичей отливалось немало их любимых изделий, включая височные кольца. Здешние мастера вообще владели самыми современными на тот момент технологиями обработки металлов. Найдено много оружия, только каролингских мечей, характерных для викингов, обнаружено шесть, больше, чем где-либо еще на территории Руси. Мечи из Гнёздово
Попадаются предметы вооружения и снаряжения кочевников, откопали шлем, встречавшийся у воинов Великой Моравии. Тем удивительней, что о судьбе этого важного центра власти и средоточия ратной силы Нестор не написал ни слова. Щит и шлемы варягов. Выставка «Викинги. Путь на Восток». Государственный Исторический музей. / Фото Н. Стрельниковой
Тройной удар генетиков В последние годы генетики как будто сговорились разрушить ту историю Руси, которой нас учили в школе. Во-первых, журнал «Ньюсвик» организовал тестирование ныне живущих Рюриковичей. Выяснилось, что большинство представителей правившей Россией династии (около 70%) происходят от одного человека, жившего примерно тысячу лет назад, - его сразу прозвали генетическим Рюриком. Вне всякого сомнения, по происхождению он был восточным шведом, его ближайшие живые родственники и сейчас проживают в шведском городе Уппсала. Почти одновременно группа международных генетиков из Копенгагена под руководством Ашота Маргаряна завершила изучение генофонда европейских викингов, в том числе было исследовано 28 варягов с территории Руси (Старая Ладога, Гнёздово, Шестовица, Псков, Куреваниха). Большинство из них, как и следовало ожидать, оказалось скандинавами, причем 11 человек происходило из той же самой области Восточной Швеции, район Бирки, откуда вышел генетический Рюрик. Это были его соплеменники. Что поразительно, среди русских викингов кто только не встречался: и норвежцы, и фризы, и островные шотландцы, были двое финнов и двое литовцев по происхождению. Не было только балтийских славян: ободритов, руян, велетов - а ведь именно с ними пытались связать варягов многие отечественные историки. Викинги, реконструкция
Родственники наших Рюриковичей во множестве нашлись среди шведских викингов. Но самая близкая им родня обнаружилась среди очень ранних восточно-шведских мореплавателей, погребенных в ладье на эстонском острове Сааремаа. Один из погибших там в 750 году воинов приходился генетическому Рюрику то ли дядей, то ли двоюродным братом. Вне всякого сомнения, представители будущей правящей русской династии находились в числе свевских колонистов, очень рано, еще до эпохи викингов, отправившихся осваивать восточное побережье Балтики. Последний удар по прежнему видению истории Руси нанесли отечественные генетики группы Олега Балановского. Они доказали, что древние новгородцы, те самые ильменские словене Нестора, являются не пришельцами с юга и запада, как ранее полагали ученые, но аборигенами этих мест. Вместе с жителями Владимиро-Суздальских земель они оказались прямыми потомками финского племени меря. Массовой славянской колонизации на Русскую равнину просто не было. Как проживали здесь финские и балтские народы, так и ныне тут находятся их наследники в лице современных русских.
Кто же строил города? Надо заметить, что наиболее прозорливые ученые давно уже догадывались, что с ранней русской историей не все складно. Основные русские города возникают отнюдь не как племенные центры здешних славян, балтов или финнов, но как пункты контроля на торговых маршрутах, созданные пришельцами-русами. Практически возле каждой будущей столицы княжества сначала появляется скандинавское поселение-близнец: Рюриково городище (Новгород), Гнёздово (Смоленск), Сарское городище (Ростов), Шестовица (Чернигов), Тимерево (Ярославль), Вышгород (Киев). Строится подобная крепость всегда в межплеменном пограничье, на самых пустующих землях. Видимо, пришлых северян было мало и они не хотели открытого конфликта с местными. Тем не менее сразу после возникновения таких русских протогородов здешние обитатели от них отселяются подальше, и вокруг возникает полоса пустого пространства в сотню километров. Как заметит по этому поводу историк Алексей Щавелев: «опорные пункты русов в Восточной Европе были отчуждены от славянских племенных территорий, а не интегрированы в них. Пункты, которые находились под контролем русов, были противопоставлены славянским протогосударствам». Пришельцы с Севера явно не горели желанием создать здесь свою державу, даже не рассчитывали на это. Они хотели иного: взять под свой контроль торговлю по маршрутам Балтика - Волга - Каспий и Балтика - Днепр - Черное море. Более того, поначалу первый путь для русов был важнее, потому они на раннем этапе стремятся обосноваться на Верхней Волге, где их взаимоотношения с финскими племенами оказались настолько мирными, что варягам не приходилось строить стены вокруг своих опорных пунктов. Затем, окрепнув, скандинавы начинают осваивать днепровский маршрут. Как пишет тот же Щавелёв: «По археологическим данным можно относительно четко проследить закономерности проникновения русов на территории Восточной Европы. Модельными примерами являются три точки так называемого пути из варяг в греки, функционировавшего в разных формах и на разных участках в X веке. Первая точка - это исходный пункт инвазии русов - Ладога, вторая - Гнёздово на среднем Днепре и, наконец, третья - Киев. Во всех случаях формируется идентичная модель - торгово-ремесленное военизированное поселение пришельцев-русов, ориентированное на «порт» и прибрежную зону, вокруг которого образуется «полоса отчуждения», откуда уходит большинство славян. При этом признаков быстрой социальной интеграции внедрившейся группы русов и славян из округи не прослеживается. Налицо лишь торговый обмен и появление славянских женщин в «городе русов». Однако любой торгово-ремесленный центр пришельцев вскоре становился центром притяжения для купцов, воинов и умелых мастеров, приходивших отовсюду. Так, в Гнёздово из семи протестированных викингов двоих считают восточными шведами, соплеменниками Рюриковича; один - родом из Польши, один - с Западной Украины, одна женщина, видимо, прибыла с территории нынешней Чехии, еще мужчина оказался близок к молдаванам, и самый странный викинг был похож на вятича, в роду которого по мужской линии присутствуют кочевники. Ясно, что эти люди собрались из разных мест. Удивительно другое. Самые ближние племена - радимичи и смоленские кривичи - никак не представлены. Может быть, именно этих пришлых издалека горожан Нестор именовал словенами и полянами? Окрепнув за счет притока различного рода беженцев, русы объединились и начали подчинять окружавшие их аборигенные народы. После их покорения пришельцы переносят города в более удобные и стратегически выгодные места и селятся там уже вместе с местными. Город Киев стал русской столицей не потому, что располагался в центре складывающейся державы, а напротив, оттого, что оказался самым южным опорным пунктом на пути в Византию: из него было удобно отправлять как торговые экспедиции, так и военные походы. Только когда большинство южных набегов шведов-колонистов, именуемых русью, завершилось неудачами, они наконец занялись обустройством здешнего государства. Киев для этой цели тоже подходил идеально, ибо там можно было в относительном тепле переждать суровые зимы. А с весны князь с дружиной выходил отсюда в долгое круговое полюдье. Так возникла та Киевская Русь, которую мы знаем. Игорь Коломийцев, историк
Опубликовано в газете "Краснодарские известия" № 22(6648) 1 марта 2022 г. | |
Всего комментариев: 1 | |
| |