Клуб исторических детективов Игоря коломийцева
МЕНЮ

На сайте создан новый раздел "Статьи" с материалами автора.
Игорь Коломийцев. В когтях Грифона
Игорь Коломийцев. Славяне: выход из тени
Игорь Коломийцев. Народ-невидимка. Обновленная версия
Игорь Коломийцев. Народ-невидимка

Игорь Коломийцев.   В когтях Грифона

Глава девятая. Странности колонизации (продолжение)

Выходит, что путь к берегам Эльбы славянским предкам проложили пришлые степняки? Самое удивительное, что случилась эта миграция раньше, чем были заселены берега Одера и Вислы. Что же у нас тогда получается? Неким волшебным образом пахари Западной Украины перепорхнули сразу в пределы Чехии и Восточной Германии, минуя польские земли? Но ведь такой аномальный маршрут не укладывается в обычные правила. Традиционно земледельцы вначале осваивают ближние территории и лишь затем дальние.

А кто вам сказал, Уотсон, что в данном случае мы имеем дело с обычным неспешным переселением? Напротив, насколько я понял, историки не отрицают тот факт, что будущие славяне устремились в Центральную Европу в связи с аварской угрозой. Следовательно, сама миграция происходила в условиях чрезвычайных, связанных с военным конфликтом. Поэтому о постепенном и неторопливом освоении новых территорий говорить не приходится. Спор идёт об ином: перемещались ли эти народы сами, убегая от пришельцев, или их доставляли на новое место жительства степные хозяева в качестве своих рабов. Вот о чём у нас разговор. В этой связи я хотел бы обратить ваше внимание, доктор, на то, как выглядит сообщество Прага в представлении западноевропейских археологов. Посмотрите на карту. Названные древности как раз заполнили собой ту область, которая отошла аварам по второму договору с франками. Данный регион выделен ярко-зелёным цветом. Как видите, коллега, это всё те же хорошо знакомые нам территории Саксонии, Богемии и Моравии. Иначе говоря, это та самая страна, где авары пытались укрыться от гнева тюркских преследователей.

Специалисты из славянских стран в противовес этому подходу предпочитают говорить о единой культуре Праго-корчак, растягивая её по своему усмотрению от Припяти до Эльбы. В такой трактовке всё у них смешивается в одну большую кучу: совершенно неясно, что за чем идёт по времени, и откуда что проистекает. Меж тем, древности типа Могила или Суков с территории Польши отнюдь не являются промежуточным вариантом между Корчаком и Прагой, как можно было подумать, глядя на их географическое положение. Более того, судя по имеющимся датировкам, они возникнут позже, чем памятники долины Эльбы. Проще говоря, пражское сообщество (в западном его понятии) действительно можно рассматривать, как дочернее по отношению к корчакскому, но оно оказалось реально оторванным от материнского, сформировалось от исходного варианта на солидном расстоянии. Вероятнее всего, какое-то время между Корчаком и Прагой существовала безлюдная пустыня.

В таком случае картина у нас получается следующая. Если на Запад от аваров бежали непокорные племена, то им очень не повезло с маршрутом. В результате своей миграции они оказались именно там, куда собрались переселяться сами кочевники.

Не помешает, кстати, уточнить, как звали этих незадачливых беглецов из аварской неволи, "совершенно случайно" забредших в ту страну, где пришлые кочевники намеревались обосноваться.

Но каким образом мы это определим? Ведь лепные горшки большинства восточноевропейцев удивительно похожи друг на друга. Полуземлянки и печки тоже не отличаются оригинальностью. К тому же на новых местах переселенцы часто смешивались друг с другом. Как в таких условиях выделить конкретные племена?

Вы правы, Уотсон, керамика, на которую обычно уповают археологи, в данном деле оказывается плохим помощником. Она указывает лишь на общее сходство в этом плане обитателей окрестностей Праги с населением Западной Украины. Не более того. Впрочем, не горшками едиными живы историки. У нас есть, к примеру, сведения летописей, заставших в регионе первые славянские племена. Существуют данные топонимики, подсказывающие, как эти люди себя называли. Кроме того, обращает на себя внимание похоронный обряд переселенцев, он ведь тоже может намекнуть нам, откуда пришли новые обитатели долин Эльбы и Моравы.

И кто же из жителей Скифии пожаловал так далеко на Запад?

Во-первых, это сербы. Пребывание в регионе народа по имени "сорбы" не укрылось от взора летописцев. Хроника франков, приписанная перу монаха Фредегара, фиксирует их тут уже в 631 году в составе княжества, где правит некто Дерван. По мнению историков, его подданные занимали земли к Северу от Богемии, в нынешней Саксонии и Тюрингии, включая междуречье Эльбы и Заале.

Приблизительные границы сербского княжества начала 7 века на современной карте

Приблизительные границы сербского княжества начала 7 века на современной карте

Византийский император Константин Багрянородный в своём поучении сыну тоже замечает данный народ в где-то в тех же местах: "Да будет ведомо, что сербы (имеются ввиду балканские) происходят от некрещеных сербов, называемых также "белыми" и живущих по ту сторону Туркии (Венгрии) в местности, именуемой ими Воики (возможно, речь идёт о Богемии, чьё название происходит от имени кельтов бойев). С ними граничит Франгия (Франкская держава), а также Великая Хорватия, некрещеная, называемая также "Белой". Там-то и живут с самого начала эти сербы".  Российский историк Людмила Лаптева и её немецкий коллега Петер Кунце уточняют пределы расселения данного народа: "На территории современной Восточной Германии осели тогда десятки славянских племен, в том числе около двадцати племен с общим самоназванием сербы, которые заняли пространство площадью около сорока тысяч квадратных километров вплоть до реки Заале на западе и Рудных гор на юге, до Одера на востоке и Берлина на севере. Встречались племена сербов и в других областях – Тюрингии, Баварии и смежных с ними регионах. Численность западнославянских сербов археологи определяют в сто шестьдесят тысяч человек". Как видите, Уотсон, северо-западную часть отвоёванной у франков страны в основном заняли сербы один из этносов нашей "великолепной пятёрки".

Приблизительные границы расселения сербов в Центральной Европе

Приблизительные границы расселения сербов в Центральной Европе

И компанию им тут составили, если верить Константину Багрянородному, также нам хорошо знакомые хорваты...

Всё точно, Уотсон. Только с собою они прихватили ещё и дулебов. Судя по изысканиям чешских историков, одна из самых богатых и густонаселённых в раннем Средневековье областей Центральной Европы Богемия оказалась примерно поровну поделена между одними и вторыми. Хорваты заняли северо-восточные районы, по верховьям реки Эльбы (Лабы), а дулебы или "дудлебы", как их здесь называли, обосновались на Юго-востоке региона, в бассейне Влтавы.

Славянские племена Богемии

Славянские племена Богемии: "дудлебы" выделены голубым цветом, "харваты" – зелёным, "харватцы" – фиолетовым

Первоначально, видимо, всё население Богемии сводилось к хорватам и дулебам. Что касается более мелких племён (чехов, зличан, лучан, седличан и прочих), то они возникли позже и в первую очередь в контактной зоне между двумя большими народами. Валентин Седов замечает по их поводу: "По материалам археологии названные племенные регионы никак не выделяются. Судя по названиям (седличане – от топонима Седлице, литомержичи – от Литомержице, дечане – от Дечин), некоторые из племен были территориальными новообразованиями". Сергей Алексеев прослеживает рождение одного из таких малых народов: "Зличане сложились в результате смешения хорватов и продвинувшихся на север дулебов. Один из позднейших градов этих мест недаром носил имя Дудлебу". Кроме Богемии, хорваты обнаруживаются ещё и в Силезии, а также в долине Моравы и даже в области распространения сербов: на Заале и по течению реки Белый Эльстер. Характерно, что в этих местах подчас попадаются типичные подплитовые могильники. Археолог Леонтий Войтович сообщает: "В памятниках на территории Германии урны пражского типа часто закапывали в земляных плоских могилах, вымощенных камнем". 

А как быть с курганами? Они здесь тоже были обнаружены?

Не волнуйтесь, Уотсон, с данной традицией на берегах Эльбы и Моравы полный порядок. Вот, что пишет об этом академик Седов: "Несомненный интерес представляет соответствие области распространения курганной обрядности на юго-востоке Чехии с ареалом дулебов. Это вполне объяснимо, поскольку это племенное образование вышло из славянской этнографической группы, где рано получил распространение обычай хоронить умерших в курганах. Второй регион концентрации этой обрядности локализуется на Лабе, преимущественно в области проживания зличан, третий – в ареале мораван. Нужно полагать, что эти племена по происхождению связаны с пражско-корчакской группой славян". Я позволю себе уточнить не со всем ареалом, а конкретно с Волынью, прародиной дулебов. Обратите внимание, Уотсон: на берегах Эльбы и Моравы мы сталкиваемся и с курганами, и с подплитовыми могильниками. Однако, в южной части Польши ничего подобного не обнаруживается, хотя географически она лежит между прародиной хорватов и дулебов и их новыми местами обитания. Стало быть, в долинах Вислы и Одера предки славян появились позже, когда уже утратили некоторые свои древние обычаи. 

Получается, что ту страну, которую авары отняли у франков, почти незамедлительно заняли наши герои. Пришли они сюда транзитом через польские земли, не оседая там. Сербы заняли большую часть Саксонии и Восточную Тюрингию, хорваты поселились в Богемии, Моравии и Силезии, дулебы также в Моравии и Богемии. И вы, конечно же,  полагаете, Шерлок, что их сюда пригнали авары?

Европа в 7-9 веках по В. Николаеву (с дополнениями автора). Красные треугольники показывают самую раннюю миграцию предков славян на Запад

Европа в 7-9 веках по В. Николаеву (с дополнениями автора). Красные треугольники показывают самую раннюю миграцию предков славян на Запад

Давайте рассуждать логично, Уотсон. Какова вероятность того, что три самостоятельных племени одновременно решают переселиться в чужие края? При этом  захотят освоить не просто район по соседству, а отважатся отправиться в дальнюю и незнакомую им страну. Причём область эта только что была завоёвана степными пришельцами, напавшими и на их земли. Как вы думаете, доктор, куда должны были бежать пахари Скифии, чтобы сохранить свою свободу от кочевников? Правильно в те края, где их не настигла бы степная конница в леса или горы. Благо, таких мест в округе хватало: это и склоны Карпат, и Верхнее Поднепровье, и бассейн Вислы. Однако, сербы, хорваты и дулебы почему-то дружно устремляются отнюдь не туда, а, минуя эти дебри, отправляются в сторону вполне благоустроенных долин Моравы и Эльбы, только-только покинутых германцами. Как они могли узнать, что эти земли освободились, что за них не придётся сражаться с аборигенами? Можно ли вообще поверить, что в такое опасное путешествие три народа Скифии отправились самостоятельно? Или всё же следует признать пахари двинулись через лесные массивы на другой конец сплошного зелёного моря не по собственной прихоти, а по принуждению кочевников, в качестве их подданных? Знаете, доктор, в чём главная ошибка тех, кто вслед за Гимбутас повторяет сказки о том, что предки славян, "путешествуя целыми семьями и даже племенами", занимали свободные участки в центре нашего континента?

В чём же?

В первую очередь, их ошибка заключается в том, что в Европе VI столетия просто не существовало бесхозных благоустроенных земель. Если наделы обрабатывались и давали урожаи, значит, на них постоянно трудилось некое население. У такой страны всегда имелся владелец, тот, кто защищал её с оружием в руках. Без сражений овладеть таким участком никому не удалось бы. Вспомните, Уотсон, как много воинов полегло в битвах за долину Эльбы. Ещё больше жизней стоил каждый клочок земли внутри Карпатской котловины. Я уж не говорю о провинциях к Югу от Дуная. Там каждый сантиметр чернозёма обильно поливался человеческой кровью на протяжении сотен поколений. Неужели историки могли вообразить, что эти лакомые куски достались какому-то народу даром? Горшечные племена Восточной Европы были практически безоружны. Они не могли успешно воевать с германцами или византийцами. Археологам это очевидно. Вот почему они посчитали, что "грязную работу" за этих людей выполнили залётные кочевники. Но степным владыкам и в голову не приходило заниматься благотворительностью. Страны, завоеванные с оружием в руках, они считали своей собственностью. Поселиться там предки славян могли только в одном-единственном случае. Если они были подданными степняков.

Все прочие варианты распространения славян вы, стало быть, исключаете?

Нет, почему же? В Европе того времени существовали огромные лесные массивы. С приходом аваров все нежелающие им подчиняться обитатели Скифии могли устремиться в эту зону. Но ведь основным направлением славянской колонизации континента в данную эпоху становится отнюдь не Северо-восток. Как вы прекрасно знаете, доктор, в первую очередь восточноевропейские племена устремились к Эльбе, на Дунай, к берегам Балтики и Адриатики. То есть, не в Лес, а, напротив, в сторону вполне благоустроенных областей нашего континента. Причём занятие славянами этих стран случилось по историческим меркам почти мгновенно. Вот и думайте, коллега, могли ли горшечные племена самостоятельно овладеть столь огромными просторами или им в том "помогли" пришлые кочевники.

Судя по тому, что мы наблюдаем при освоении долин Эльбы и Моравы второй вариант гораздо более вероятен.

Должен заметить к тому же, что любая миграция на значительное расстояние сама по себе дело очень сложное, хлопотное и затратное. А уж единовременная переброска масс населения с берегов Припяти, Южного Буга и Днестра в бассейн Эльбы и вовсе деяние, которое по плечу только тем, кто имел в своём распоряжении внушительный аппарат насилия, запас орудий труда и значительные резервы продовольствия. Переселенцам нужны проводники. Их необходимо охранять в дороге. В конце концов людей надлежит банально кормить в течение тех месяцев, что длится этот изнурительный переход. Но это ещё не всё. Мигрантов просто необходимо обеспечивать продуктами питания первый год, а то и несколько лет, пока не начнут давать урожай вновь распаханные поля. Кроме того, новосёлам не обойтись без множества инструментов: железных топоров, рал, лопат, пил, тёсел, ножей и прочего инвентаря. Чтобы освоить незнакомые края, потребуется уйма дорогостоящего металла. Без этого не срубить деревья, не выкорчевать пни, не построить дома и амбары, не выкопать хозяйственные ямы. По сути, подобное масштабное переселение, да ещё и предпринятое в кратчайшие сроки, дабы земля не успела оскудеть, провести под силу только мощному централизованному государству. Меж тем, византийские авторы описывали антов и склавинов, как погрязших в вечных распрях, недружных меж собой людей, не имеющих стабильной власти. Скорость, с которой была осуществлена операция, её масштаб, участие в ней сразу нескольких племён всё доказывает нам, что миграцию организовали пришлые авары с целью приобретения для себя подданных в новой стране.

  Но почему переброшенными оказались именно эти три народа: сербы, хорваты и дулебы?

Это же элементарно, Уотсон! Склавины ещё не были покорены беглыми кочевниками, северы жили слишком далеко на левом берегу Днепра, в болотистых и поросших лесом местах. Вылавливать их в тамошних краях и перегонять аж в Богемию или Саксонию довольно накладно. Кто у нас таким образом остаётся? Только племена, обитавшие на Днестре и на Правобережье Днепра. То есть, хорваты, дулебы и сербы. Они и стали тем населением, что погнали степняки на далёкие берега Эльбы.