Клуб исторических детективов Игоря коломийцева
МЕНЮ

На сайте создан новый раздел "Статьи" с материалами автора.
Игорь Коломийцев. В когтях Грифона
Игорь Коломийцев. Славяне: выход из тени
Игорь Коломийцев. Народ-невидимка. Обновленная версия
Игорь Коломийцев. Народ-невидимка

Игорь Коломийцев.   Народ-невидимка. Обновленная версия

Глава шестнадцатая. Империя Арианта (продолжение)

Покажется ли нам теперь запредельным количество подданных скифского царя в три с половиной миллиона? Ведь в их число также входят и мирные земледельцы, которых всегда большинство, и дети кочевников мужского пола, и дряхлые старики. Это количество подданных, даже с учётом повышенной мобилизации у самих всадников-стрелков, даёт армию предельным числом в 400 тысяч человек. Из которой в одном месте можно сосредоточить не больше 300 тысяч. А теперь зададимся простым вопросом – могло ли быть меньше войско кочевников, чтобы обратить в бегство полчища Дария?

Персидская пехота в эпоху Дария. Реконструкция
Персидская пехота в эпоху Дария. Реконструкция

Другое дело, что представляла из себя Скифия в таком случае? Невозможно рассматривать в данном качестве только степную полосу Нижнего Поднепровья, Приазовья и Крыма, где проживало царское племя. Там для этих миллионов места бы просто не хватило. Впрочем, уже Геродот видит Скифию иначе. Она у него включает не только царственных кочевников, но и все подвластные им племена. Отец всех историков представлял себе эту страну в виде огромного квадрата, лежащего своим основанием на берегах Чёрного и Азовского морей. Каждая сторона данной геометрической фигуры, по мнению греческого автора, была протяжённостью в 20 дней пути или 4 тысячи стадиев – около 720-740 километров. Как ни крути, как ни поворачивай Квадрат, внутри него непременно окажется практически вся территория нынешней Украины, а также часть южной Белоруссии и западные области России. Меж тем, в другом месте своего сочинения Геродот прямо утверждает, что владения скифов доходили до реки Танаис (Дон), то есть эта сторона гигантского прямоугольника лежит не как ей положено, под углом в 90 градусов, а значительно отклоняется к Востоку, превращаясь в зигзаговидный выступ.

Вариант реконструкции Скифского квадрата от академика Б. Рыбакова
Вариант реконструкции Скифского квадрата от академика Б. Рыбакова

Но и это ещё не всё. Археологические изыскания показывают, что скифоидное население, тесно связанное с Северным Причерноморьем, обитало не только на правом берегу Дона, но и по его левым притокам – Воронежу и Битюгу. А это значит, что реальная Скифия включала в себя почти всю Южную Россию, за исключением, быть может, Поволжья. Идём далее. За Танаисом проживали, по Геродоту, савроматы. Племя это, однако, по первому зову скифов приходит им на помощь в войне с персами. Очевидно, что оно находится в некой вассальной зависимости от скифских царей. Что касается других народов Северного Кавказа, таких как меоты, то многие античные авторы прямо указывают на их подчинённость скифам. А распространение в регионе скифского оружия и обрядов до такой степени, что некоторые археологи посчитали этот край главной базой данного племени, позволяет говорить о том, что это тоже неотъемлемая часть Скифии. Следовательно, влияние степных царей доходило на Юге до Кавказских гор, охватывая также значительную часть междуречья Дона и Волги. Как далеко простиралась на Восток реальная власть Арианта, мы не знаем, но то, что некие скифы обитали в Средней Азии, историкам хорошо известно. Не говоря уже о том, что, как мы установили, сами всадники-стрелки считали своей вотчиной даже далёкий Алтай. А теперь взглянем на карту. Так ли мала Скифия, чтобы прокормить 3-4 миллиона жителей мужского пола?

Карта Великой Скифии, изданная на Украине. Здесь Квадрат становится ромбом
Карта Великой Скифии, изданная на Украине. Здесь Квадрат становится ромбом

А ведь в эту эпоху, как обнаружили археологи, население обитавшее внутри скифского Квадрата переживает невиданный бум. Ни то что ранее, и тысячу лет после того Украина и Южная Россия не будут знать подобного процветания и изобилия. Впрочем, судите сами: только в Поднепровье историки обнаружили 260 городищ и почти 1000 селищ. Это много больше, чем было во всей Киевской Руси XII-XIII столетий. На Дону, который считается восточной периферией Скифского царства находилось более 40 городищ и порядка 300 селищ. Плотность поселений, к примеру, по реке Воронеж, превышала современную.

Конечно, не все города скифской поры были значительными центрами. Встречались и скромные населённые пункты, площадью в несколько гектаров. Но были и настоящие гиганты. Так Немировское поселение располагалось на ста гектарах, Мотронинское на двухстах, Трахтемировское на пятистах. На правом берегу Днепра всех превзошло Большое Ходосовское городище, оно раскинулось на южной окраине украинской столицы аж на двух тысячах гектаров. Для сравнения: площадь укреплённой части древнего Киева – матери русских городов – составляла 360-380 гектаров.  Но и Большое Ходосовское, оказывается не стало пределом. В левобережной части археологам повстречались настоящие монстры – сравнительно хорошо изученное Бельское городище на Ворскле занимало четыре с лишним тысячи га, а малоисследованное Каратульское под Переяслав-Хмельницким, вообще, шесть тысяч. При этом не только небольшие городки, но и обнаруженные супергиганты были хорошо укреплены. Общая протяжённость обследованных валов Бельского городища составляет 35 километров. Даже сейчас насыпи кое-где достигают высоты 8 метров, при ширине от 25 до 35 метров, глубина сохранившегося рва 7 метров, ширина – 8. Надо заметить, что некоторые укреплённые районы были обнесены двойным рядом валов и рвов, во многих местах создавались ещё и внутренние цитадели. Ничего подобного в Европе того времени просто не имелось. Самые крупные кельтские укрепления – оппидумы – занимали площадь 650-400 гектаров, в десять раз меньшую. Древнегреческий город Ольвия, фактически главный опорный пункт эллинов в Причерноморье, располагался на 50 га. Меньше сотой части Каратульского городища! Одна лишь внутренняя цитадель Бельского укрепления занимала 65 гектаров.
 
Валы Немировского городища. Вид в наши дни
Валы Немировского городища. Вид в наши дни

Обнаружив на Днепре подобную "Страну городов" за тысячу лет до возникновения Руси, историки и археологи из всех сил принялись доказывать, что создателями этих гигантских сооружений были местные земледельцы, разумеется, предки славян. Особенно усердствовал по данному поводу академик Борис Рыбаков. Его как и многих других коллег не смутило то, что практически все поселения располагались, по Геродоту, непосредственно внутри скифского Квадрата, то есть, оказывались неотъемлемой частью Скифии. Более того, древнегреческий автор прямо называет население этих мест "скифами-пахарями" и "скифами-земледельцами". Ну и что, парировали искатели предков, значит именно под этим псевдонимом греки знали славян. Которые построили укрепления специально для защиты от степных налётчиков, в первую очередь, от царских скифов. Данные крепости и позволили славянам-земледельцам отстоять свою независимость перед лицом кочевых соседей.

Что ж, давайте разберёмся с тем, кто мог создать эти городища-великаны и кто же непосредственно в них жил. Геродот, описывая царских скифов, заметил, что остальных "скифов" они считают "рабами". Впрочем, те кочевники и хлебопашцы, что попали в разряд зависимых от степных царей, всё же были, видимо, по статусу несколько выше домашних рабов, поскольку последних, по свидетельству того же автора, степняки просто ослепляли. При этом в расширенную категорию "скифов-рабов" Геродот включал лишь те племена, что говорили с царственными кочевниками на одном языке, носили схожие одежды и исповедовали такие же обычаи. Тем не менее, их положение внутри скифского царства всегда вызывало у эллинов жалость, смешанную с презрением. Философ Клеарх Солийский, осуждая скифов за надменность и жестокосердие, пишет буквально следующее: "Они предавались роскоши, как никто другой, вследствие удач во всем, богатства и прочего благосостояния… Предавшись же роскоши и притом весьма сильно и устремившись первыми из всех людей к тому, чтобы жить роскошно, они дошли до такой степени жестокости и высокомерия, что у всех людей, с которыми вступали в сношения, стали обрезать концы носов. Потомки этих людей, удалившиеся с родины, еще и ныне имеют прозвище от того, что те претерпели. Женщины же их татуировали тела женщин фракийцев, живших вокруг них к западу и северу, накалывая рисунки булавками. Отсюда много лет спустя пострадавшие и униженные таким образом женщины фракийцев особенным образом изгладили следы несчастья, расписав и остальные части тела… Над всеми же они господствовали так надменно, что рабское служение у них, ни для кого не бесслёзное, перенесло и в последующие поколения выражение "от скифов", показывающее, каково оно было".

Обратите внимание, что Клеарх, бичуя издевательства степняков над зависимыми от них племенами, называет фракийцами не только западных, но и северных их соседей, то есть тех самых скифов-пахарей и земледельцев. Действительно, до прихода алтайских кочевников на этих землях обитали племена чернолесской культуры, самым тесным образом связанной с миром фракийских народов. Эта связь не оборвалась и с приходом скифов. Многие обычаи местных земледельцев берут своё начало из Балкано-карпатского региона. Например, вылепленные из глины культовые фигурки животных и человекоподобных существ часто  помещались на алтари в городищах скифов-пахарей. Сами глиняные жертвенники также оказываются при этом точными копиями фракийских. Глиняные хлебцы или "зёрна счастья", как называют их учёные, распространённые по всей скифской Лесостепи, тоже считаются фракийской традицией. Почти во всех городищах обнаруживают "зольничные кучи", обычай идущий ещё от чернолесцев и встречавшийся у многих фракийских народов.
 
Археологические культуры Северного Причерноморья предскифского времени: черными домиками обозначены чернолесские памятники, ромбиками - фракийские, треугольниками - киммерийские
Археологические культуры Северного Причерноморья предскифского времени: черными домиками обозначены чернолесские памятники, ромбиками - фракийские, треугольниками - киммерийские

Видный украинский археолог Борис Шрамко, долгие годы изучавший знаменитое Бельское городище, пришёл к следующим выводам: "Все это не оставляет сомнений в том, что на Бельском городище в VII–III веках до нашей эры часть населения имела культуру, показывающую его связь с фракийским этносом, близкую к культуре северных фракийцев". И это при том, что само поселение находится на Левобережье, в бассейне Ворсклы, то есть на значительном удалении от Карпато-дунайской прародины фракийцев. На правом берегу Днепра присутствие фракийцев среди скифов-пахарей было ещё более весомо. Но даже на Ворскле, по мнению Шрамко, оно вполне ощутимо: "Различные свидетельства, указывающие на существование фракийской культуры у части населения Бельского городища, хорошо подкрепляются неоднократными находками на Восточном укреплении этого городища специфической керамики, изготовленной с помощью гончарного круга, в то время как господствует здесь более простая керамика ручной лепки. Такую специфическую керамику Смирнова обоснованно считает северофракийской". Другую часть населения знаменитого города-великана украинский археолог полагает потомками греческих колонистов: "Имеющиеся данные свидетельствуют о наличии в составе этого поселения сильно варваризованных греков ("эллинов в древности", по определению Геродота)". Учёный находит в Бельском городище то, что ему кажется остатками деревянных греческих храмов, вещи и украшения с изображением эллинских богов, а также осколки амфор из самых разных центров античного мира. Надо сказать, что лесостепные поселения скифской эпохи, хотя они расположены в широкой и длинной полосе от Ужгорода на Западе до Воронежа на Востоке демонстрируют нам практически единую культуру своих обитателей. Похоже, это население сложилось на основе чернолесских фракийских племён, кое-где разбавленных потомками греческих колонистов. Как видим, о славянах или даже балтах в приложении к скифам-пахарям говорить не приходится.

Пару слов о "независимости" "Страны городов" от скифов. На всей её территории, в том числе в непосредственной близости к стенам укреплений, расположены тысячи курганов. При этом покоящиеся там цари, хотя отличались от степных царских скифов, не сходны в антропологическом плане и с фракийско-эллинскими обитателями укреплённых поселений. Воины под курганами со скифским оружием в руках были высоки ростом с массивными черепами и широкими лицами. Словом, типичные восточноевропейские кочевники. Несомненно, они правили здешними аграриями, чему свидетельством  следы земледельческих ритуалов в их могилах. При этом предводители "скифов-пахарей" были явными потомками киммерийских племён, в то время как подвластный им "народ", в основном, происходил от давно живущих в здешних местах земледельцев фракийского толка. Очевидно, скифы, придя в эти края, застали здесь Империю киммерийцев в готовом виде, где кочевники уже успели поработить земледельцев. Новые завоеватели не стали разрушать это сообщество, но лишь возглавили его. Скифы считали своими рабами киммерийцев, те в свою очередь имели собственных подданных из числа покорных фракийских пахарей и ремесленников.

Впрочем, скифское влияние на обитателей здешних мест не ограничилось лишь появлением курганов в окрестностях поселений. В некоторых лесостепных городищах обнаружены останки чаш из черепов и следы человеческих жертвоприношений. Встречаются также глиняные свидетельства знакомства местных обитателей с мифом о Таргитае: лепные плуги с ярмом, чаши и секиры. Ярким доказательством зависимости местного населения от степняков служит и тот факт, что ремесленники лесостепных городищ создавали вещи в Зверином стиле, многие из которых производились явно по заказу царственного племени.

Обломок литейной формы для скифской бляшки, изображающей оленя. Найден в Бельском городище ( по материалам Б. Шрамко) Обломок литейной формы для скифской бляшки, изображающей оленя. Найден в Бельском городище ( по материалам Б. Шрамко)
Обломок литейной формы для скифской бляшки, изображающей оленя. Найден в Бельском городище ( по материалам Б. Шрамко)

Здесь найдены не только вещи, попадающиеся археологам в курганах степных кочевников, но даже формы для отливки таких типично скифских украшений, как, например, изображение летящего в беге оленя с подогнутыми ногами. Сами городища-великаны, кроме довольно скромных по размерам частей, где находились, в первую очередь, дома и мастерские ремесленников, имели огромные внутренние пространства, где никаких строений не найдено. Исследователи полагают, что в летнее время года, когда от жары выгорала трава на степных пастбищах, сюда могли пребывать скифы вместе со своими стадами. Именно для размещения конских табунов и овечьих отар понадобилось, по мнению ряда учёных, обносить валами столь внушительные площади. Ведь с точки зрения военного дела, чем протяжённей стены, тем сложнее их оборонять и более значительный гарнизон для этого необходим. Разумеется, сами немногочисленные обитатели гигантских городищ, жившие в небольшой их застроенной части, не могли держать оборону многокилометровых укреплений самостоятельно.

Те, кто доказывает, что городища построили мирные земледельцы для того, чтобы отбиваться от хищных степняков, никак не могут объяснить также, отчего бурное строительство крепостей, ранее в здешних местах невиданное, началось одновременно с появлением на Востоке Европы курганов и вещей в Зверином стиле, то есть с приходом скифов. И заканчивается оно практически мгновенно, как по мановению волшебной палочки, в тот миг, когда скифы в этих краях исчезают. Кроме того, городища, во всём подобные лесостепным, обнаружены и южнее полосы, занятой земледельцами, непосредственно в скифской степи. Таково Каменское вблизи днепровских порогов или Елизаветинское возле устья Дона. Аграриев там быть не могло по определению, но схожие цитадели чудесным образом всё же возникли. Украинский археолог Борис Шрамко справедливо заметил: "Направить массу людей на постройку такой большой системы укреплений, собрать и вооружить гарнизоны городищ, организовать их снабжение всем необходимым, постоянно поддерживать в хорошем состоянии деревоземляные укрепления (то есть ремонтировать их не реже чем в 20–25 лет) можно было лишь при наличии централизованной власти в период государственного образования". Но единственным централизованным государством в это время на Востоке Европы, о котором слышали античные авторы, было Скифское царство.